Масленница |
Масленицу в народе любили всегда, называя ласково: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «перепелочка», «объедуха», «ясочка». Она предшествует началу долгого и строгого Великого поста - времени ограничений не только в пище, но и в увеселениях и развлечениях. Именно поэтому на Масленицу всегда проводилось много забав, гуляний, веселых, шумных, массовых мероприятий. Наша Масленица - как карнавал у итальянцев - само воплощение национального духа! Предшествующая посту, она еще называется Мясопустом, потому что в эту неделю мясо уже не едят, Сырной неделей. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако и это еще не все. Для древних славян Масленица была еще и встречей Нового года! Ведь до XTV века год на Руси начинался с марта. Блинная история Предтечей современного блина был овсяный кисель, который кто-то решил подогреть на огне. Позже блины стали печь не только из овсяной муки, но и пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные. В традиционной русской кухне были популярны блины с луковым припеком, с мясом, с рыбой, с грибами, с яйцами, с медом, с гречкой, с картошкой, с творогом и коноплей и, конечно, со сметаной и лесными ягодами. К блинам подавали сливочное масло, черную и красную икру, малосоленую рыбу, рубленую сельдь. По мнению историка В. Похлебкина, слово «блин» - это искаженное - «млин», берущее начало от слова «молоть», и означает - «перемолотый». Одним словом, мучное изделие. До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом - даром Перуну и другим языческим богам. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с ХЕК века стали основным угощением во время Масленичной недели, почти полностью вытеснив на это время знаменитые русские медовые и ореховые пряники. Привычка или историческая память славян оказалась настолько сильна, что даже после христианизации блинопечение пришлось «узаконить» как народную традицию. Интересно, что исстари блины нужно было есть только руками. Если блин проткнуть вилкой или тем паче разрезать ножом - жди беды, в Древней Руси того, кто осмелился разрезать блин, забивали палками. И по сей день принято блины сворачивать конвертиками, скручивать в трубочки, даже рвать на кусочки, но только руками. Приготовление блинов всегда было и остается священным таинством. «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень», - с восхищением писал Антон Павлович Чехов. На первой блинной опаре гадали, ее рецепт хранили в тайне, а замешивать тесто выходили к колодцу, творя заклинания, обращенные к месяцу. Первый блин обычно клали на «духовое (от слов - «дух», «душа») окошко»-для усопших предков, назывались такие блины «маслеными дедами». И эта традиция корнями уходит в язычество - древние славяне верили, что весной, вместе с теплом, травами и птицами, на землю возвращаются души умерших, чтобы помогать живым. Так и повелось, что «первый блин - за упокой». По православной традиции первые блины отдавали нищим, странникам, богомольцам «на помин души» усопших. Масленичные забавы В некоторых губерниях солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям, призывая землю расщедриться на богатый урожай. На Масленицу, особенно в селах и деревнях, очень распространены были кулачные бои. Начинались они с того, что друг напротив друга выстраивались бойцы двух команд, образуя живые «стенки». А заканчивались обычно массовой шуточной дракой, когда «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей». Правда, зачастую шуточная забава перерастала в настоящее побоище, и тогда приходилось силой разнимать дерущихся. С тех пор укоренилось выражение: «Биться стенка на стенку». Главной детской забавой на Масленицу были расписные глиняные или деревянные свистульки в виде всевозможных птиц. Их громкие, заливистые, очень похожие на птичьи трели звуки - тоже «наследие» славян-язычни-ков, призывавших таким образом на землю весну. Распространено было и перетягивание каната. Тут уж участниками становились все: и стар, и млад, и женщины, и дети. Но все-таки самой красивой и самой любимой из всех масленичных традиций было катание на санях. Да с песнями, да с бубенцами! Выезжали из дома все, у кого был хоть какой-нибудь конь: купцы и помещики щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, за ними летели служивые люди, крепкие кулаки да мастеровые на санях попроще, устланных овчиной да расписными платками, но все же с бубенцами и колокольцами, с гармонями и плетеными корзинами с угощением, а вслед им неуклюже, но гордо скакали крестьянские лошаденки, украшенные разноцветными атласными ленточками да бумажными цветами. Разгульно, весело, широко праздновали Масленицу на Руси! Умели же люди веселиться! Вот и по сей день живет в народе поговорка о тех, кому в жизни земной повезло: «Не житье, а сплошная Масленица».
|